Парадоксально, но факт: мы скорее поверим в нечто невероятное, чем признаем очевидное (с)


6. ВЗАИМОДЕЙСТИВЕ КОНСТРУКТИВИСТА И ЭМОТИВИСТА В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ (Автор: Вера Стратиевская, ©2010).

ЭМОТИВИСТЫ (а особенно ПОЗИТИВИСТЫ - ДИНАМИКИ) очень не любят, когда им портят настроение — меняют с хорошего на плохое.

Испортить настроение — всё равно, что сорвать планы, отменить или испортить праздник — маленький праздник жизни, — ежедневный и будничный праздник, на который они имеют право рассчитывать.

КОНСТРУКТИВИСТ, сталкиваясь с грубым, скандальным человеком, видит в этом контакте этическую проблему и старается впредь неблагоприятных контактов не допускать: вступать в них — себе дороже.

ЭМОТИВИСТ, сталкиваясь с грубым, недоброжелательным отношением, видит в этом логическую проблему: его законное, социальное право на нормативную вежливость нарушается, о чём тут же и заявляет, требуя к себе уважительного тона и отношения. (Наиболее характерно для ЭМОТИВИСТОВ - ЭТИКОВ - АРИСТОКРАТОВ, — преимущественно, ИЭЭ, Гексли, обострённо воспринимающего оскорбления, как ущемление его прав и унижение его достоинства, а потому стремящегося сразу же — с места в карьер — перевоспитать, проучить хама или вознестись над ним (быть выше его грубости), тем самым, указав ему на его место.

Столкнувшись с грубостью, ЭМОТИВИСТ сразу же вспоминает о свих правах (как, например Гексли, — чуть только повысят на него голос, спрашивает: "По какому праву ты со мной разговариваешь таким тоном?").

КОНСТРУКТИВИСТ, столкнувшись с грубостью, пытается разобраться в сути проблемы, поэтому сразу же начинает выяснять: "В чём дело?". (Кому - то стало скучно? Или кому - то нечего делать? А может у кого - то настроение слишком хорошее и его надо слегка испортить, чтобы человек знал, как надо себя вести в общественном месте?).

В любом случае КОНСТРУКТИВИСТ считает необходимым разобраться в ситуации: если возникло правовое недоразумение, его можно устранить, если этическое — его можно разрешить. Но тут уже всё упирается в смену настроения ЭМОТИВИСТА. Он начинает "требовать морального удовлетворения (компенсации, сатисфакции) эмотивными, этическими средствами — начинает ломаться, капризничать, напускает на себя надменный или обиженный вид (особенно ЭТИК -АРИСТОКРАТ - ЭМОТИВИСТ), заявляет, что его обидели, что он этого так не оставит…

КОНСТРУКТИВИСТУ, после всего этого, дальнейшее выяснение отношений уже не представляется уместным и целесообразным. "Танцевать" и увиваться вокруг ЭМОТИВИСТА, задабривая его и так и этак, он не будет. Инертная этика подсказывает ему, что это неверный путь: "обиженный" соконтактник втянет его в "лохотрон", начнёт набивать цену своей обиде, будет спекулировать на ней и пойдёт в своих требованиях на беспредел, от которого сам же морально и пострадает — доведёт себя до истерики, будет выглядеть смешно и нелепо, наговорит гадостей и наделает глупостей, если его вовремя не остановить.

Не желая усугублять конфликт, КОНСТРУКТИВИСТ попросту прерывает контакт, предоставляя ЭМОТИВИСТУ обижаться на самого себя (здесь нянек нет, чтобы ему угождать!).

Если при следующем контакте ЭМОТИВИСТ, желая взять реванш, начинает общаться в демонстративно недоброжелательном тоне, КОНСТРУКТИВИСТ снова попытается выяснить отношения — спокойным, рассудительным тоном (ЭТИК - ОБЪЕКТИВИСТ) или ещё более грубым и раздражительным (ЛОГИК - СУБЪЕКТИВИСТ). Если получает уклончивый или неопределённый ответ, воспринимает его как призыв к примирению и стабилизации отношений. Если ответ будет выдержан в раздражительных, негативных тонах, воспримет как знак объявления войны — ссора продолжается, противник жаждет получить сатисфакцию ("скрестить копья").

В дальнейшем (оценив волевые или деловые качества КОНСТРУКТИВИСТА), ЭМОТИВИСТ может посчитать его важным и нужным для себя человеком, может сменить гнев на милость, попытается сгладить конфликт и возобновить отношения. Но теперь уже его "доброжелательности" КОНСТРУКТИВИСТ не поверит: и потому, что не понимает мотивов такой внезапной смены настроения и отношений, и потому, что при предыдущих контактах ЭМОТИВИСТ не удосужился объяснить ему причин своего внезапного раздражения и нерасположения.

КОНСТРУКТИВИСТ, как инертный этик, попросту не поймёт такой внезапной смены "ролей" и "масок", — то всё было плохо, друг на друга смотреть не могли, то вдруг "ветер переменился" и недавний недруг ни с того, ни с сего виснет у него на шее с заверениями в любви и дружбе. Настороженный КОНСТРУКТИВИСТ резко останавливает поток бурных эмоций ЭМОТИВИСТА и снова наживает в его лице врага. И не только потому, что испортил ему "праздник дружбы и примирения", но прежде всего потому, что сорвал прагматичные планы ЭМОТИВИСТА, которые тот, желая возобновить нужные и выгодные ему отношения, долго выстраивал и вынашивал.

читать дальше