Парадоксально, но факт: мы скорее поверим в нечто невероятное, чем признаем очевидное (с)
![](http://static.diary.ru/userdir/2/4/4/8/2448361/74368031.jpg)
2-6. «КОММУНИКАТИВНЫЕ МОДЕЛИ» И «МАСКИ» КОНСТРУКТИВИСТОВ и ЭМОТИВИСТОВ (Автор: Вера Стратиевская © 2010)
КОНСТРУКТИВИСТЫ часто представляются этакими прямодушными, прямолинейными людьми, любящими говорить правду в глаза. "А зачем темнить? Правда — она всегда лучше, — она честнее, рациональное, а значит эффективнее и успешнее в общении и в делах. Быть правдивым выгодно!" — скажет ЛОГИК - КОНСТРУКТИВИСТ. "Быть лживым — безнравственно!" — заявит ЭТИК - КОНСТРУКТИВИСТ.
СТРАТЕГАМ- КОНСТРУКТИВИСТАМ откровенное правдолюбие часто представляется скорейшим путём к достижению цели:
"Что Вы здесь сидите, такая несчастная? Вы же нормальная женщина! Заведите себе любовника!" — обращается посетитель - СЛИ, Габен к служащей страхового агентства. И дело здесь не в том, что у неё вековая тоска в глазах, а он — излишне нетерпелив. Просто набор свойств и признаков Габена — грубоватый кураж, дерзость и прямолинейность УПРЯМОГО - СТРАТЕГА - КОНСТРУКТИВИСТА помогают ему пренебречь нормативными этическими условностями и, представив себя этаким грубоватым и прямолинейным правдолюбом, вломиться в ту сферу общения, в которой обсуждаются только самые сокровенные и глубоко интимные темы (и то только в доверительных отношениях и с самыми близкими людьми).
Идти напролом для скорейшего достижения цели — характерное свойство СТРАТЕГА - КОНСТРУКТИВИСТА. Ошеломить, напугать или хотя бы смутить соконтактника шокирующей прямолинейностью, а затем воспользоваться его смущением для того, чтобы быстрее добиться желаемого — распространённый приём, часто им практикуемый.
ТАКТИКИ - КОНСТРУКТИВИСТЫ пользуются этим приёмом творчески (у них стратегические аспекты располагаются в мобильном блоке ментала).
Излишне откровенной инициативы ТАКТИКИ - КОНСТРУКТИВИСТЫ не проявляют, но это не мешает им взрываться раздражением и говорить в лицо неприятные вещи, если соконтактник слишком долго игнорирует их тактические уловки и удерживает далёкую дистанцию (игнорирует их "крючок" или постоянно с него "соскакивает"). Тут уже можно демонстративно обидеться явным проявлением недоверия и в открытую ему нахамить (что обычно и делают "проблематичные этики" ИЛЭ, Дон - Кихот (-б.э.4) и ИЛИ, Бальзак (-ч.э.4) в ИТО конфликта и активации).
Можно использовать жёсткость и грубость контактной (ПФ-3) или творческой (ПФ-2) логики (структурной или деловой) как орудие психологического давления, устрашения или террора во всём многоцветии его "боевой раскраски" и многообразии форм, — показать "товар лицом", со всеми его "клыками", "когтями", "рогами", как бы говоря: "Вот, каков я в гневе, меня лучше не злить!".
ЭМОТИВИСТЫ такую жёсткую прямолинейность осуждают (в неблагоприятных межличностных и интертипных отношениях). Могут презрительно отзываться о правдолюбе: "Он прост, как валенок", "прямолинеен, как гипотенуза", "примитивен, как дубина стоеросовая: скажет, как обухом оглушит" (Гексли о Жукове).
ЭМОТИВИСТЫ по контактной (ПФ-3) или творческой (ПФ-2) этике строят совершенно противоположную коммуникативную модель, но тоже очень разнообразную по форме и предполагаемому содержанию:
• "мягкую" ("белую - пушистую"), "обтекаемую",
• без острых углов, тонкую и деликатную во всех отношениях;
• артистически изящную, дразнящую, манящую, дурманящую и чрезвычайно привлекательную;
• загадочную, "задумчивую", таинственно многозначительную;
• лёгкую и эфемерную, обволакивающую, как воздух, влекущую и ускользающую, как мираж.
ЭМОТИВИСТЫ очень боятся быть разоблачёнными в своих прагматичных планах и замыслах. Малейший намёк на возможное разоблачение вызывает у них страх и ярость: это значит, что вся их так долго и кропотливо выстраиваемая "система ловушек" разваливается на корню.
ЭМОТИВИСТЫ - ТАКТИКИ при этом начинают чувствовать себя обезоруженными и незащищёнными. И тут уже — хаотично, отчаянно — начинают выстраивать новую оборону:
• стараясь уклониться от ответа, переводят разговор на отвлечённые темы,
• разворачивают дискуссии "ни о чём",
• задают риторические вопросы, передёргивая смыслы и значения слов,
• выстраивают на ходу новую систему "обманок" (пойди проверь!),"ловушек" из увлекательных рассказов, фантастических версий и дразнящих "миражных приманок", построенных на маловероятных гипотезах, которые можно перепроверять до бесконечности
• возводят новые "бастионы" из "воздуха и мыльных пузырей" — из системы альтернативных доводов, неправдоподобных, но допустимых и т.д.
Если соконтактник разрушает и эти "ловушки" — не "ведётся" на них, хоть ты плачь! — начинают отбиваться первыми попавшимися аргументами:
• врут напропалую, — пойди проверь! (а не поверить тоже не имеешь права, — а иначе, зачем было и спрашивать?),
• фантазируют на ходу, придумывают всё, что в голову взбредёт,
• противоречат себе на каждом шагу,
• путаются в объяснениях, словно ищут, за что бы спрятаться, укрыться от этой беспощадной атаки.
Если не удаётся умиротворить ситуацию (если в споре затрагиваются важные темы и разговор заходит о принципиальных вещах), они, не заботясь о собственной репутации и о производимом ими впечатлении, меняют "маску" ("коммуникативную роль") с ПОЗИТИВНОЙ на НЕГАТИВНУЮ и начинают работать на устрашение —
• переходят к откровенным угрозам (РАССУЖДАЮЩИЕ),
• переходят на ненормативную лексику (РАССУЖДАЮЩИЕ И РЕШИТЕЛЬНЫЕ ЛОГИКИ),
• переходят на личности (РЕШИТЕЛЬНЫЕ- ЭТИКИ) и начинают уже откровенно хамить.
Отчаявшись доказать свою правоту, вспоминают о своей способности управлять настроением и начинают "бить на жалость".
ЭТИКИ - ЭМОТИВИСТЫ сначала могут театрально вспылить, потом расплакаться, разрыдаться. Могут просто закрыть лицо руками и подёргивать плечами, делая вид, что расплакались. А заметив, что окружающие уже готовы сменить гнев на милость, могут открыть лицо (которое окажется совершенно сухим) и откровенно им в глаза рассмеяться. Потому, что на самом деле доводить себя до слёз они и не собирались: им это не удобно, — не выгодно! — здоровье дороже. Но если ситуацию удалось переломить пусть даже самой примитивной актёрской игрой, этого достаточно, чтобы считать себя победителем.
ЭМОТИВИСТ - ТАКТИК быстрее восстанавливает свои силы для ответного удара, чем СТРАТЕГ - ЭМОТИВИСТ, действующий широко и с размахом. Переключаться на творческую, тактическую оборону СТРАТЕГ - ЭМОТИВИСТ не всегда успевает, поэтому его смятением соконтактник ТАКТИК- ЭМОТИВИСТ может воспользоваться и засчитать ему как поражение: насмеяться над ним, над его смущением, зафиксировать его растерянность и представить её как доказательство его вины.
Сконфуженный и обескураженный этим СТРАТЕГ - ЭМОТИВИСТ может ещё долго мечтать о реванше, — размахивать кулаками и грозить своему обидчику на каждом шагу. Но всё это ему уже не поможет: сразиться ним в новом бою "победивший" его соконтактник уже не захочет, на новое столкновение с ним не пойдёт. А встретившись с глазу на глаз ("на узкой тропинке"), от него ускользнёт, — постарается уйти незамеченным.
В общении ЭМОТИВИСТ часто производит впечатление приятного, любезного человека — "человека приятного" (ЛИИ, Робеспьер), "просто приятного" (ЛСИ, Максим) и "приятного во всех отношениях" (СЭИ, Дюма). Иногда кокетливого, жеманного, манерного или игривого (ИЭИ, Есенин, ИЭЭ, Гексли), или подкупающего своей исключительной задушевностью (СЭЭ, Цезарь и ИЭЭ, Гексли), своим бьющим через край дружелюбием и радушием (ЛИЭ, Джек, СЭИ, Дюма) или исключительным обаянием (ЛСЭ, Штирлиц, ЛИИ, Робеспьер).
Элемент самолюбования (кокетства) практически всегда присутствует в коммуникативной модели ЭМОТИВИСТА. Всё в их поведении работает на то, чтобы произвести приятное впечатление на соконтактника, привлечь и удержать его внимание, вызвать его интерес, пробудить желание, завоевать его доверие и симпатии.
Отсюда и набор "штампов", коммуникативных приёмов, позволяющих создавать располагающую к сближению обстановку.
• Общаясь с собеседником, ЭМОТИВИСТЫ удерживают "нужное" выражение лица, удерживают улыбку на лице, следят за положением рук и ног, выгодно демонстрируя то, что им кажется выигрышным.
• Чтобы привлечь и удержать на себе внимание собеседника, часто говорят нараспев, манерно растягивая слова и складывая губки "бантиком").
• С помощью модных аксессуаров или откровенного покроя одежды демонстрируют выигрышные части тела, стараясь привлечь к ним внимание собеседника.
• Поворачиваются к собеседнику "нужным" ракурсом, принимают изящные позы, выбирая наиболее привлекательную: то изящно изгибают пальчики, когда берут чашечку или разливают чай, то смущённо улыбаясь, отворачиваются и пожимают плечами, когда им говорят комплименты, то изящно поворачивают или наклоняют голову к собеседнику, как бы поощряя его инициативу.
• Легко входят в контакт, легко улавливают настроение собеседника и поддерживают его позитивный эмоциональный настрой: смеются вместе с ним, шутят без устали, рассказывают анекдоты в режиме "нон стоп", или задают свой позитивный настрой, рассеивая его сумрачное наст;роение.
В облике ЭМОТИВИСТА всё работает на утверждение лозунга: "Я самый обаятельный и привлекательный!". И своим поведением он тоже поддерживает окружающих в этом мнении, но только до тех пор, пока эту позитивную коммуникативную модель не разрушает враждебное настроение соконтактника.
Тогда привлекательные краски "приятной" коммуникативной модели тускнеют, и на лице ЭМОТИВИСТА появляется надменно - холодное или грубо - отталкивающее выражение — появляются негативные "коммуникативные роли" и "маски", которые ЭМОТИВИСТ использует для отчуждения, отторжения или устрашения неугодного (или провинившегося перед ним) человека.
(Так, например, ЛОГИК - ЭМОТИВИСТ - ЛСИ, Максим, с присущей ему жёсткостью и "прямотой", может сказать: "Начальнику цеха надо руки и ноги переломать за такую продукцию!" или: "Начальнику ЖЭКа надо бы голову оторвать — среди зимы отключил отопление!"). Воспринимать всерьёз эти слова совсем необязательно, — сами ЛОГИКИ - ЭМОТИВИСТЫ им особого значения не придают, но напугать и оттолкнуть от себя такого рода высказываниями могут очень многих.)
У ЭТИКА - ЭМОТИВИСТА эмоциональная оценка может быть и не такой грубой. Многое зависит и от набора других психологических признаков: УПРЯМСТВА — УСТУПЧИВОСТИ, РЕШИТЕЛЬНОСТИ — РАССУДИТЕЛЬНОСТИ, БЕСПЕЧНОСТИ — ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТИ и многих других.
Например, "разгромное письмо", которое группа деятелей кино не так давно отправила в Союз Кинематографистов, было написано РАССУЖДАЮЩИМ - ИНТРОВЕРТОМ - ЭТИКОМ - ЭМОТИВИСТОМ — то есть, СЭИ, Дюма (хотя подписано оно было многими). В его тексте чаще всего встречалось слово сочетание "нам не нравится" — "…нам не нравится такой руководитель…", "нам не нравится стиль его руководства…", "нам не нравится положение дел в кинематографе". Каждый пункт "обвинения" начинается со слов "нам не нравится", как если бы речь шла о вкусах и предпочтениях, а не о серьёзной критики серьёзной работы. В результате письмо получилось неубедительным, его раскритиковали, но мероприятие было "проведено" — кинематографисты своё слово "сказали".
ЭМОТИВИСТЫ очень хорошо умеют разыгрывать "спектакль" по поводу каждого своего эмоционального состояния. Могут "до беспредела" его усиливать или утрировать, поднимать "бурю в стакане воды" по поводу незначительного недоразумения (ЭМОТИВИСТЫ - КВЕСТИМЫ) или расплываться от умиления по поводу незначительного потепления отношений с "нужным человеком" (ЭМОТИВИСТЫ - ДЕКЛАТИМЫ).
Будучи от природы искусными лицедеями, ЭМОТИВИСТЫ осуждают лицемерие у других, но только в том случае, если им не удаётся манипулировать или руководить их настроением. Если настроением человека удаётся манипулировать, в эмоциональной неискренности его можно и не обвинять — если он поддаётся эмоциональному руководству, значит можно считать, что он правдив в выражении своих чувств (то есть, не сопротивляется эмоциональному влиянию ЭМОТИВИСТА, — адекватно на него реагирует — "где нажали, там и кричит"). И в этом смысле ЭМОТИВИСТЫ склонны преувеличивать меру своего эмоционального воздействия на соконтактника, а потому и обвиняют его в "лицемерии" в порядке наказания за эмоциональную инертность и неподатливость (в том случае, если не удаётся достаточно быстро его настроение изменить.
Пример:
На семейном празднике тётушка - ЛИЭ, Джек тормошила свою племянницу — неулыбчивого подростка, ЭСИ- Драйзера, требуя, чтобы та улыбнулась: "Почему сидишь такая хмурая? — донимала она девочку. — Ну- ка, улыбнись!". Видя, что уговоры не помогают, она обратилась к её матери — своей сестре: "Зина, она у тебя всегда такая неулыбчивая?". Сестра (ИЭЭ, Гексли) отмахнулась, пробормотав в ответ что-то невразумительное. И тут уже вступилась за себя племянница - Драйзер (заревизованная мамашей до хронической мизантропии): "Нет, я не всегда такая. С друзьями я бываю очень даже весёлой…". "А- а! Так ты — лицемер!" — напустилась на племянницу тётушка, понимая, что лично она в круг её друзей не входит и обижаясь по этому поводу. "Зина, ты воспитала из неё лицемерку!" — выговаривает она сестре. Та прикрикивает на дочь, после чего девочка замыкается в себе ещё больше и уже в следующий раз на предложение развеселиться и поддержать компанию не поддаётся.
читать дальше