Парадоксально, но факт: мы скорее поверим в нечто невероятное, чем признаем очевидное (с)


2-7. ОТНОШЕНИЕ К СМЕНЕ НАСТРОЕНИЯ, К ЛЕСТИ И КОМПЛИМЕНТАМ (Автор: Вера Стратиевская © 2010)

За сменой настроения ЭМОТИВИСТА - ДИНАМИКА уследить и поспеть бывает очень трудно (даже если это дуал). Да и не в правилах КОНСТРУКТИВИСТА быстро менять своё настроение в угоду другим. Но и обвинять себя в лицемерии при его инертной (а в данном случае ещё и программной) этике КОНСТРУКТИВИСТ никому не позволит — это вопиющий навет!

Уж, что - что, а обвинение в лицемерии КОНСТРУКТИВИСТУ (а тем более, программному ЭТИКУ) подходит менее всего: искренность человеческих чувств и отношений для него — наивысшая ценность. По этой причине КОНСТРУКТИВИСТЫ даже комплименты говорят крайне редко и неохотно:
• боятся смутить соконтактника комплиментом,
• боятся обвинения или подозрения в лицемерии,
• боятся упрёков в неискренности.
И поэтому не говорят комплиментов
• даже из нормативной вежливости,
• даже, если это предписывается правилами хорошего тона,
• даже если есть повод и представляется случай сказать человеку что - то приятное (даже если он этого ждёт!)
КОНСТРУКТИВИСТЫ побоятся использовать эту возможность, опасаясь заронить подозрение в неискренности своего комплимента, даже если глубоко восхищаются этим человеком.

КОНСТРУКТИВИСТЫ сами испытывают неловкость, когда им говорят комплименты и полагают, что такую же неловкость в такой же ситуации могут испытывать и другие.

Иное дело ЭМОТИВИСТЫ (особенно, ЭТИКИ) — они буквально пьянеют от комплиментов, считая человека, столь явно проявляющего своё расположение, потенциальным объектом своих будущих этических манипуляций. (Очень удобно: не нужно к нему "ключи" и "отмычки" подбирать, если он уже и так сражён наповал, — наговорил столько комплиментов, — так очарован, так восхищён! — осталось только ответить ему тем же и использовать для намеченных целей.)

КОНСТРУКТИВИСТЫ (и ЭТИКИ, и ЛОГИКИ) к комплиментам относятся настороженно. (Особенно, НЕГАТИВИСТЫ). И именно потому, что не хотят становиться объектами этических манипуляций. По той же причине и сами неохотно говорят комплименты, — опасаются вызывать настороженность соконтактника, боятся быть неправильно понятыми. (А то ещё кто - нибудь подумает, что они тут раскидывают свои сети, подкупают неискренним расположением, заманивают на комплимент, как на приманку, а им — истинным правдолюбам — этого совсем не хочется.)

КОНСТРУКТИВИСТЫ ненавидят лицемерие во всех его проявлениях. И им неимоверно трудно подстраиваться под чужое настроение (особенно КВЕСТИМАМ - КОНСТРУКТИВИСТАМ) — они ощущают ужасную психологическую "ломку", когда их заставляют это делать.

Даже на сцене во время театрального действия профессиональному актёру - КОНСТРУКТИВИСТУ бывает трудно перебороть себя и быстро сменить эмоции (даже если это уже заучено и отрепетировано, даже если этого требует текст его роли). В лучшем случае сыграет гротескно, давая понять, что лицедействовать, как профессионал, он умеет — профессией владеет. Но даже оставаясь актёром, он считает себя обязанным быть искренним перед самим собой: эмоции и переживания своего персонажа пропускает через свои субъективные ощущения (через себя), в этическом плане играет очень последовательно (пропускает через свои переживания), а любое отклонение от этой последовательности играет гротескно, делая это сценически убедительно.

Не любит КОНСТРУКТИВИСТ проявлять "нужные эмоции", да ещё через силу. Если он с этими отношениями и чувствами не согласен, он их не проявляет (даже, если на карту поставлена его карьера, его честь, репутация, приличия, близкие родственные или дружеские отношения). И в этом плане КОНСТРУКТИВИСТ может быть либо самим собой, либо никем (даже, если он профессиональный актёр).

Это же относится и к программным эмоциональным ЭТИКАМ - КОНСТРУКТИВИСТАМ — ЭСЭ, Гюго и ЭИЭ, Гамлету — "прирождённым актёрам", — "актёрам Милостью Божию". Этические и профессиональные требования к собратьям по цеху у них всегда очень высокие. (Отсюда и отношение к ним, как к "примадоннам", — истеричным, капризным и требовательным.) И только им самим — ЭСЭ, Гюго и ЭИЭ, Гамлету — известно и понятно, до какой степени их требования умеренны, оправданы и справедливы. Только от них и слышишь: "Я с этим режиссёром больше работать не буду!", "Я с этим тенором петь дуэтом не буду!". И те, кто их знает не первый день, понимают: как говорят, так и сделают! И переломить себя не смогут, даже при том, что профессиональные актёры, потому что — не лицемеры! Лицедеи — да! Но не лицемеры.

КОНСТРУКТИВИСТ лучше приспосабливается к окружающему миру ЛОГИЧЕСКИ (контактная и творческая ЛОГИКА)

ЭМОТИВИСТ приспосабливается к окружающему миру ЭТИЧЕСКИ (контактная и творческая ЭТИКА ).

Отсюда и возникает разделение на:
• "сильных" ("творческих") КОНСТРУКТИВИСТОВ — логические аспекты расположены на позициях "сильной" творческой функции (±ч.л.2 и ±б.л.2) и
• "слабых" ("нормативны" или "ролевых") КОНСТРУКТИВИСТОВ — логические аспекты расположены на позициях сравнительно слабой ролевой нормативной функции уровня СУПЕРЭГО (±ч.л.3 и ±б.л.3). Нормативный КОНСТРУКТИВИСТ проявляет свою рассудительность (логическую маневренность) в рамках социальных ролей и социальных нормативов.
А так же на:
• "сильных" ("творческих") ЭМОТИВИСТОВ — этические аспекты расположены на позициях "сильной" творческой функции (±ч.э.2 и ±б.э.2) и
• "слабых" ("нормативны" или "ролевых") ЭМОТИВИСТОВ — этические аспекты расположены на позициях сравнительно слабой ролевой нормативной функции уровня СУПЕРЭГО (±ч.э.3 и ±б.э.3). Нормативный ЭМОТИВИСТ также проявляет свою этичность (этическую маневренность) в рамках социальных ролей и социальных нормативов (нормативно чуткий, нормативно отзывчивый и т.д., за что ему конечно "влетает" от "сильного" творческого ЭМОТИВИСТА в неблагоприятных ИТО, в ИТО конфликта).
читать дальше