Парадоксально, но факт: мы скорее поверим в нечто невероятное, чем признаем очевидное (с)


БЕСПЕЧНЫЕ И ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫЕ. СООТНОШЕНИЕ И РАЗДЕЛЕНИЕ ПО ПРИЗНАКАМ РАЦИОНАЛЬНОСТИ — ИРРАЦИОНАЛЬНОСТИ и РЕШИТЕЛЬНОСТИ — РАССУДИТЕЛЬНОСТИ (Автор Вера Стратиевская © 2010)



26. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ГРУППАМИ
26-1."ПРОЖЕКТЁРЫ И ЭНТУЗИАСТЫ"

(Интертипные отношения: конфликт, квазитождество, прямая и обратная ревизия, прямой и обратный соцзаказ)

"ПРОЖЕКТЁРЫ" принуждают "ЭНТУЗИАСТОВ" работать в режиме максимальных нагрузок, максимальной степени риска. Время, силы, возможности и ресурсы — материальные, технические, экологические — заставляют расходовать по максимуму. В ИТО конфликта, ревизии и соцзаказа заставляют их работать на износ, рисковать бесшабашно, отчаянно, действовать необдуманно и безоглядно, подчиняться их указаниям, одному только их "чуткому" руководству. Сами же "ПРОЖЕКТЁРЫ" при этом считают, что открывают в человеке какие - то новые, "запредельные" сверх - возможности, развивают его потенциал, расширяют границы, которые в будущем могут стать нормой.

Сама эта мысль настолько их опьяняет и окрыляет, а положение наставника до такой степени активизирует и воодушевляет, что любое возражение со стороны подопечного они не просто оспаривают или игнорируют, равнодушно пропуская мимо ушей, но рассматривают как преступную идеологическую диверсию, разрушающую их грандиозные планы, ставящую под угрозу их грандиозный проект. А потому, закипая от возмущения, яростно спорят с ним и подавляют его сопротивление радикальными и жестокими мерами (особенно, в ИТО конфликта).

Экстраверты - "ПЕРЕСТРАХОВЩИКИ" (ИЛЭ, Дон - Кихот и ИЭЭ, Гексли) выгодно используют тактические свойства своих ЭГО - программ, шаг за шагом запутывая своих "подопечных". Направляя их к частной, локальной цели, которая, как потом выясняется, становится звеном в череде будущих неприятностей, они заставляют их слепо следовать их распоряжениям, — "подгоняют", "понукают", настаивают: "Сделай то…", "сделай это…", "пойди туда…", "поговори с тем". "Зачем мне это?" — спрашивает подконтрольный "ЭНТУЗИАСТ". И слышит в ответ: "Делай, что тебе говорят! Так надо! Так будет лучше для всех. И для тебя в том числе!". "ЭНТУЗИАСТ" подчиняется, один, другой раз делает, "как надо" и чувствует себя тем, кого непонятно для каких целей используют, гонят по какой - то непонятно кем и куда проложенной колее, ощущает себя слепым и бездумным "зомби" — "марионеткой" в чужой и жестокой игре.

Проявляя настойчивость и упорство, действуя угрозами и шантажом, подавляя волевым и эмоциональным напором, меняя тактику, настроение и отношение, манипулируя этически (Дюма и Гексли) и логически (Габен и Дон - Кихот), "ПРОЖЕКТЁРЫ" втягивают своих "исполнителей" во всё более опасные эксперименты, подставляют под новые неприятности. Не позволяя им опомниться, одуматься, взвесить всё, собраться с мыслями и отдохнуть, они заставляют их снова и снова работать на пределе своих сил и возможностей. Входят в азарт и продолжают свои "испытания" до тех пор, пока не получают хотя бы приблизительного представления о результате.

Но именно неопределённость конечного результата и неуверенность в успехе мероприятия (идущая от дутой самонадеянности "ПРОЖЕКТЁРОВ", осознающих непрочность своих реальных позиций и слабость доводов, сфабрикованных на "авось") и расхолаживает активность "ЭНТУЗИАСТА", подавляет и угнетает его, заставляет ощущать себя жертвой чужой авантюрной интриги.

"ЭНТУЗИАСТЫ" Не доверяют лидерам, не имеющим твёрдых убеждений, ясных целей, ясного и определённого пути их достижения. Не доверяют лидерам, часто меняющим свои убеждения, не доверяют инструкторам, путающимся в своих указаниях. Не любят путаницы, волокиты в делах, простоя, бесполезной траты времени и сил.

Боятся "ложных", самонадеянных лидеров, навязывающих своё руководство при абсолютном неумении руководить. Боятся самонадеянных людей, злоупотребляющих их доверием, навязывающих им ложные цели, увлекающих на ложный путь. Но с готовностью идут за человеком, способным вывести их тьмы хаоса, деградации и упадка на ясную и определённую дорогу, к чётко поставленным и обозначенным позитивным целям. (Эта идея была аллегорически отражена в рассказе А.М. Горького "Горящее сердце Данко", где повествуется о благородном и храбром юноше, который светом своего пылающего сердца осветил путь людям, заблудившимся в тёмном лесу, и вывел их из тёмной чащи на прямую, чёткую, ярко освещённую дорогу.) "ЭНТУЗИАСТЫ" не доверяют руководителям, которые вместо того, чтобы вывести их к ясным целям, заводят в тёмный лес. И по этому поводу у них возникают раздоры с самонадеянными и беспечными "ПРОЖЕКТЁРАМИ", которые многое им обещают, но при этом лукавят с ними, хитрят, на каждом шагу обманывают их ожидания, злоупотребляют доверием и терпением (в ИТО ревизии, соцзаказа, конфликта).

Когда после многих мытарств и злоключений "ЭНТУЗИАСТЫ" видят с каким оскорбительным безразличием и нарочитым пренебрежением к результатам их непосильных трудов относятся их "наставники" - "ПРОЖЕКТЁРЫ", как быстро теряют к ним интерес и заставляют отказываться от плодов так и не успевшего созреть урожая, требуя переключаться на новое, ещё более авантюрное предприятие, противоположное по целям и направлению, они (в ИТО конфликта, обратной ревизии, обратного соцзаказа) предъявляют к своим бывшим "учителям" непомерно высокий счёт (в качестве компенсации всех обид и понесённых потерь) и заставляют оплачивать его по самой дорогой цене.

"ПРОЖЕКТЁРЫ" этой расплаты боятся и стараются исчезнуть из поля зрения "ЭНТУЗИАСТОВ". Пытаются отпугнуть их истериками, стараются оттолкнуть, отдалить от себя, либо предлагают всё забыть и простить, советуют научиться прощать, рекомендуют себя в качестве наставников и в этом вопросе. Пробуют разные тактики, различные формы сравнительно безболезненного разрыва отношений. (Могут вести себя дерзко, возмутительно нагло или унизительно, — "становятся в позу подчинения" (как говорят этологи), стараясь вызвать отвращение у своего бывшего "подчинённого" и отдалить его от себя.



26-2. "ЭНТУЗИАСТЫ" И "ФАТАЛИСТЫ"

(зеркальные ИТО, ИТО активации, прямая и обратная ревизия, прямой и обратный соцзаказ)

Поначалу "ЭНТУЗИАСТЫ" привлекают "ФАТАЛИСТОВ" как своих преемников (в рамках прямой ревизии и соцзаказа) к реализации своих проектов и продвижению своих инициатив. В дальнейшим же "ФАТАЛИСТЫ", войдя во вкус новых начинаний и определяя в них для себя руководящую роль, начинают перехватывать инициативу у "ЭНТУЗИАСТОВ", после чего в отношениях "ФАТАЛИСТОВ" с "ЭНТУЗИАСТАМИ" сразу же возникает напряжение, вызванное противоборством интересов и инициатив. Захватив доминирующие позиции, "ФАТАЛИСТЫ" начинают глушить инициативу "ЭНТУЗИАСТОВ" (преимущественно, "ФАТАЛИСТЫ" - ТАКТИКИ), либо жестоко подавлять её (если она с ними не согласована, ими не утверждена и не санкционирована).

Могут перехватывать её и (уже как свою) направлять на реализацию собственных планов.

"ЭНТУЗИАСТЫ" со своей стороны постараются не уступать инициативу и попытаются корректировать планы и действия "ФАТАЛИСТОВ", особенно если не согласны с их направлением, задачами, целями. Будут сопротивляться их доминированию и навязываемым ими отношениям соподчинения. Перестанут подчиняться им соблюдать субординацию (особенно, если они ДЕМОКРАТЫ по духу и убеждениям).Начнут оспаривать преимущественные права и привилегии "ФАТАЛИСТОВ", ставить под сомнение их "высокое предназначение", "божественное происхождение", право на руководство. Затем снова попытаются навязать "ФАТАЛИСТАМ" свои интересы, задачи и цели, могут игнорировать их распоряжения, срывать планы, подрывать их работу, устраивать саботаж.

Могут просто поднять "бунт на корабле", если категорически не согласны с их генеральной стратегией, идеологией, политикой, планами (Как это, например, было со сподвижниками Александра Македонского в период завоевания им Персии. Несмотря на то, что многие из них по доброй воле и по своей инициативе, поддавшись энтузиазму, пошли за ним в этот поход, Александр жестоко унизил их, когда в принудительном, строгом порядке стал навязывать им чуждые и унизительные для них обычаи и изуверски жестокие верования Персии. Да потом же и сам их (своих же сподвижников) упрекал в отступлении от демократичных обычаев и нравов эллинов. Возмущённые этой несправедливостью, они роптали, оспаривали его права, несмотря на угрозы и массовые репрессии, которые он в наказание им учинил. Потом всё же подняли бунт и, преодолевая его жестокое сопротивление, заставили его изменить и планы, и направление своего похода, когда увидели, что его устремлённость к новым и неизведанным рубежам уже выходит за рамки возможного, разумного и допустимого. До самой его смерти они не могли ему простить его несправедливо - жестокого и унизительного обращения с ними.)

читать дальше