Парадоксально, но факт: мы скорее поверим в нечто невероятное, чем признаем очевидное (с)

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ РИЧАРДА III КАК ЛИЭ (?!)


Вчера, 14 февраля, в интернете была опубликована звукозапись концерта средневековой музыки эпохи Ричарда III, состоявшегося в Университете Лестера, в январе этого года. (Трансляцию можно послушать здесь:
soundcloud.com/university-of-leicester/the-sear...).

В программе исполнялась музыка середины и конца XV века, популярная при дворах английских королей (Генриха VI, Эдуарда IV и Ричарда III, правящего с 1483 до августа 1485 г.) и бургундских правителей (Филиппа Доброго и Карла Смелого).

И что интересно: английская и фламандская придворная музыка середины и даже 70-х годов XV века чрезвычайно архаична по форме, примитивна, скучна и трудна для нашего современного восприятия. Но всё резко меняется, как только начинает звучать музыка, исполнявшаяся при дворе Ричарда III на Рождество 1484 года! Это совершенно другая, чрезвычайно новаторская по темпам и ритмическим формам музыка, резко — рывком, скачком во времени! — приближенная к нашей эпохе. В этой музыке впервые появляются триоли (!), что само по себе революционно! Попробуйте-ка объяснить средневековому придворному дирижёру, привыкшему к исполнению консервативных, устоявшихся музыкальных композиций, как можно ритмически уложить три восьмых в длительности одной четверти, если по законам арифметики в одной четверти могут быть только две восьмые и не больше.

Интересно и то, что триолями — этим сверх инновационным изобретением!— анонимный сочинитель тоже не ограничился. Уже в первом произведении этого музыкального рождественского цикла ("Basse Danse Tesara"), в серединной части композиции, мы отчётливо слышим синкопы — ритмические отклонения, переносящие ударение в такте с сильной доли на слабую, увеличивая её длительность. Известно, что в европейской музыке синкопы получили распространение только в первой половине XIX века. Каким образом додумался до этого ритмического разнообразия анонимный композитор XV века, остаётся загадкой!

Музыка в те времена была исключительно рациональна, сочинялась по арифметическим законам, считалась приложением математики, была звуковым изображением математических схем и относилась к области структурной логики (БЛ). Всё, что представлялось арифметически "неточным" или "неверным", считалось нарушением гармонии и было "неправильной музыкой". Ни один из композиторов (а тем более — "маститых", придворных) такого нарушителя музыкальных канонов и близко бы не допустил к королю. А тут появляется некий автор, пожелавший остаться анонимным (см. программу концерта), который пишет непривычную для слуха современников музыку (в стиле зрелого и позднего барокко с элементами позднего классицизма), опережающую своё время на двести (а то и триста!) с лишним лет, да ещё и представляет её королю для исполнения на чрезвычайно важном празднике Рождества Христова, которое, как известно по летописям, Ричард III пожелал отметить с особым весельем.

Из хроник также известно, что отцы церкви и иностранные дипломаты, присутствующие на том рождественском балу, были в шоке от этой музыки и назвали её "возмутительно дикой", о чём написали потом всем европейским правителям. Ничего подобного они сроду не слышали, и эта музыка казалась им чрезвычайно новаторской и смелой. Она и была чрезвычайно смелой и для того времени, и даже для последующих двух-трёх веков.

Возникает вопрос: кто был тот смельчак, который, оттеснив маститых придворных композиторов и пробившись к королю на приём, рискнул предложить для праздника такую неординарную, экстравагантную для того времени, музыку?

Если принять во внимание те факты, что
а). все произведения, исполняемые при дворе, в ту пору подписывались самими сочинителями (если права автора замалчивались или оспаривались, они отстаивались в суде);
б). все произведения предыдущих эпох, исполняемые в том же концерте, имели доказанное, определённое авторство, были подписаны авторами и только музыкальный блок произведений, относящихся к Рождественскому балу Ричарда III, написан неким анонимным композитором, пожелавшим остаться неизвестным.
г). Из хроник известно, что Ричард III в числе прочего общего, "рыцарского" образования получил и музыкальное образование, что было привилегией знатных аристократов.
д). Известно, что Ричард III (ЛИЭ) был гениальным технологическим новатором, проводившим прогрессивные реформы и разрабатывающим инженерные, юридические и экономические технологии на два-три века опережающие его время.
е). Известно, что на Рождество 1484 года он хотел устроить во дворце очень весёлый праздник, чтобы поднять настроение своей горячо любимой жене, тяжело больной туберкулёзом и страдающей от депрессии после смерти их единственного сына и престолонаследника.
ж). Если даже предположить, что Ричард допустил к исполнению эту (беспримерно новаторскую) музыку некоего, малоизвестного сочинителя, то сам факт того, что такой музыкой кто-то другой мог бы увлечься настолько, чтобы с риском для жизни рекомендовать королю никому не известного (и не стремящегося к известности!) композитора, исключается полностью!
з). Известно, что Ричард III был большим педантом в правовых вопросах и в вопросах авторских прав в первую очередь, как о том свидетельствует список награждённых им осенью 1484 года деятелей культуры и искусства. И, следовательно, если бы сочинитель этой новаторской музыки был бы конкретным, реальным лицом, занимающимся своим профессиональным делом, не было бы необходимости и скрывать его имя. Об этом человеке можно было бы много говорить, упоминать в хрониках, его можно (и нужно) было бы наградить за творческие успехи, получившие столь высокую оценку при дворе. Но, тем не менее, имя композитора нигде не упоминается, по платёжным ведомостям, как сочинитель музыки к празднику он не проходит, и сам он (по каким-то странным причинам!) своим успехом не пользуется, на известность не претендует: ничем о себе не напоминает, нигде о себе не заявляет и прав своего авторства не оспаривает, так и оставшегося анонимным.

Следовательно (исходя из всего вышеизложенного), остаётся предположить, что автором этой, исключительно инновационной, на несколько веков опережающей своё время музыки, был ни кто иной, как сам король Ричард III. Тогда и синкопированные ритмы, и изобретение триолей в музыке (3/8 в 1/4 или 3/16 в 1/8) — это "неправильное", иррационально творческое отношение к временной длительности ноты, которого нет в арифметике, но есть в музыке— можно отнести к его творческой ("компактной", ДЕКЛАТИМНОЙ) интуиции времени как ЛИЭ, Джека (+БИ2) и приписать авторство этих сочинений именно ему, Ричарду III, подтверждая версию его типирования в ЛИЭ.

А если принять во внимание то, как компонуются в его в его музыке эти триоли (а они там обрамляются — залиговываются — ещё более сложными ритмическими формами, сочетающими триоли с обычными, "чётными", длительностями), то нельзя не признать, что человек, создавший такую композицию, был ко всему прочему ещё и гениальным инженером- конструктором, что также подтверждается биографией Ричарда III, самостоятельно проектировавшего и архитектурные, и оборонительные сооружения. И этот факт архитектоника четырёх музыкальных фрагментов современного Ричарду "анонимного автора" тоже подтверждает: в его композициях использованы инновационные музыкальные конструкции и формы различных масштабов, включая (кроме синкоп и триолей) ещё и трёх-частную форму произведения, которая станет популярной в ариях эпохи позднего барокко, а потом перейдёт и в оперы эпохи бельканто и даже в русскую классику. А значит мы и по программному аспекту — по альтернативной деловой (технологической) логике (-ЧЛ1) определяем ТИМ этого "анонимного автора" как ЛИЭ, Джека и снова выходим на ТИМ Ричарда III (подтверждая версию Стратиевской).

А кроме всего прочего (и этому тоже нельзя не порадоваться!), нам наконец-то предоставилась уникальная возможность прослушать музыку, сочинённую этим разносторонне одарённым королём и открыть ещё одну грань его яркого и самобытного таланта, что само по себе уже является редким событием!

Повторяю ссылку:
soundcloud.com/university-of-leicester/the-sear...