75488
Парадоксально, но факт: мы скорее поверим в нечто невероятное, чем признаем очевидное (с)


8. СООТНОШЕНИЕ ПО ПРИЗНАКАМ АРИСТОКРАТИЗМА - ДЕМОКРАТИЗМА, РАЦИОНАЛЬНОСТИ и ИРРАЦИОНАЛЬНОСТИ, УПРЯМСТВА и УСТУПЧИВОСТИ В ДИСКУССИОННЫХ КЛУБАХ (Фрагменты и главы из книги В.И. Стратиевской "Основы соционики" ©2009).

Конечно, и в рамках клуба тоже не всё однородно: признак РАЦИОНАЛЬНОСТИ и УПРЯМСТВА ужесточает принципиальные позиции ДЕМОКРАТА, завышает планку требований (а значит и повышает уровень АРИСТОКРАТИЗМА: возникает дополнительная (иерархическая) надстройка в системе требований, ценностей и приоритетов. Признак ИРРАЦИОНАЛЬНОСТИ (как расширение ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ, ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ полномочий) в сочетании с УСТУПЧИВОСТЬЮ понижают планку требований АРИСТОКРАТА и занижают уровень АРИСТОКРАТИЗМА.

Таким образом, самой АРИСТОКРАТИЧЕСКОЙ диадой в соционе оказываются УПРЯМЫЕ и АРИСТОКРАТИЧНЫЕ РАЦИОНАЛЫ: Гамлет - Максим (что видно и по их врождённой горделивой осанке). А самой ДЕМОКРАТИЧНОЙ диадой становятся УСТУПЧИВЫЕ ИРРАЦИОНАЛЫ - ДЕМОКРАТЫ: Дон - Кихот - Дюма. Дон выступает самым большим упразднителем ритуалов и традиций. И в особенности тех из них, которые своими иерархическими излишествами и нагромождениями в наибольшей степени мешают пониманию сути явлений и вещей.

Исходя из этих ориентиров, мы можем составить следующую схему градации диад по признаку АРИСТОКРАТИЗМА и ДЕМОКРАТИЗМА:



Такой порядок построения обусловлен тем, что базисный признак РАЦИОНАЛЬНОСТИ - ИРРАЦИОНАЛЬНОСТИ более глобален, чем признак УПРЯМСТВА и УСТУПЧИВОСТИ. В иерархии признак РАЦИОНАЛЬНОСТИ а тем более - ЭВОЛЮЦИОННОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ со знаком "плюс") упрочняет структурные связи (логические и этические), основанные на строгих взаимных обязательствах, скреплённых торжественными ритуалами присяги и клятвы. РАЦИОНАЛЬНОСТЬ обеспечивает более прочное структурирование системы, вследствие чего её можно выстраивать иерархически. Обеспечивает и большую предсказуемость и большую обязательность всех её членов, связанных общей присягой и клятвой, что позволяет каждому члену системы быть уверенным во всех остальных и делает саму систему более прочной, сплочённой и жизнестойкой.

Для того, чтобы сделать кого - то надёжным членом системы, необязательно воздействовать на него силой в индивидуальном порядке - это не рационально. Рациональней, подавляя массой и организованностью, задействовать её административный аппарат и весь сложившийся потенциал системы - собрать всех и привести к присяге, взяв обязательство служить системе, защищать её интересы, подчиняться ей и подчинять ей всех, кто не является её членом или выступает против неё. Альтернативную иррациональную иерархию (модели Жукова) можно строить на силе, подавлении и терроре (-ЧС1), но опять же, до определённых пределов. Структурообразующая компонента здесь становится второстепенной (+БЛ2), но не исключается совсем (а иначе, - какая же это будет иерархия? - забудут, кому надо подчиняться и кто здесь главный…).

Таким образом, в свете всего вышеизложенного, АРИСТОКРАТИЗМ можно ещё представить и как наиболее зрелый (и наиболее консервативный), подкреплённый эволюционным опытом системных отношений взгляд на традиции, ритуалы, обычаи, иерархию, систему (рациональные аспекты "плюс": +БЛ, +ЧЛ, +БЭ, +ЧЭ).

Соответственно, ДЕМОКРАТИЗМ можно представить ещё и как наименее зрелый, инфантильный и игнорирующий эволюционный опыт взгляд на традиции, обычаи, ритуалы, иерархию, систему отношений (рациональные аспекты "минус": -БЛ, -ЧЛ, -БЭ, -ЧЭ).

Таким образом, наибольшим "врагом" АРИСТОКРАТОВ выступает самая ДЕМОКРАТИЧНАЯ диада социона - Дон-Кихот - Дюма.

- Тут же возникает вопрос: как эта самая демократичная диада "Дон - Дюма" может выступать соц. заказчиком самой аристократичной диады "Гамлет - Максим"? В чём здесь преемственность?

- Преемственность заключается в том. что на базе идеологических программ, получаемых по соц. заказу от ИЛЭ, Дон - Кихота, ЭИЭ, Гамлет создаёт свою идеологическую иерархию, приобретающую всё более широкое общественное и политическое влияние, в котором лично он, Гамлет занимает наиболее преимущественные позиции, борется за власть, за доминирующее место в системе и никому его не уступает. Так что, иерархические приоритеты здесь соблюдаются и остаются незыблемыми, какими бы демократическими лозунгами они ни обрамлялись.

читать дальше
запись создана: 28.04.2012 в 04:51