75488
Парадоксально, но факт: мы скорее поверим в нечто невероятное, чем признаем очевидное (с)


7. ОТНОШЕНИЕ К УДОВОЛЬСТВИЮ В БЫТУ, В УЧЁБЕ, В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ (Автор Вера Стратиевская ©2010)

РАССУЖДАЮЩИЕ — это всегда гурманы в любви, в еде, в интеллектуальном общении. На любой дистанции общение должно быть и приятно, и интересно одновременно. Комплименты или благодарность по поводу полученного удовольствия — дело обычное. (“Я вчера получил колоссальное удовольствие от прочтения вашей статьи — огромнейшее наслаждение...”). Совмещать приятное с полезным (или приятное с интересным) более свойственно РАССУЖДАЮЩИМ.

У РЕШИТЕЛЬНЫХ в этом отношении несколько иной взгляд на вещи: “делу — время, потехе — час”. И то, и другое — никак не совмещаются (особенно в третьей квадре).

Если в квадрах РАССУЖДАЮЩИХ учёба должна доставлять удовольствие или (по крайней мере) может с ним совмещаться, то в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ этот аспект менее всего принимается во внимание: учёба должна быть в первую очередь эффективной, результативной и методичной, а удовольствие от неё получать совсем необязательно.

В квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ учёба может совмещаться и со строгой муштрой и с “палочной системой” — “ кнут и пряник” — вполне приемлемая (и достаточно распространённая) методика, особенно в бета- рациональной диаде, Гамлет — Максим, где "Без труда не выловишь и рыбку из пруда", а труд вполне может быть и Сизифовым — неэффективным, долгим, нудным, однообразным, бессмысленным.).

Наслаждением в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ не перекармливают, более того, стараются не докормить.

В квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ не принято баловать детей, не принято с ними сюсюкать, уговаривать, кормить с ложечки — не принято их инфантилизировать, чего не скажешь о квадрах РАССУЖДАЮЩИХ.

В квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ не принято щедро расточать ласки детям, и в этом отношении их рано “отлучают от груди” ( в психологическом смысле) — не носят на руках (вплоть до младшего школьного возраста, как это иногда происходит у РАССУЖДАЮЩИХ), стараются не поощрять “чрезмерную” ласковость ребёнка, не поощряют его изнеженность (склонность к неге) — не позволяют ему сосредотачиваться на аспекте сенсорики ощущений, чрезмерно прислушиваться к своим ощущениям — приятным и неприятным.

В квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ не принято акцентировать внимание на приятных ощущениях ребёнка, на неприятных — особенно, если это на приёме у врача — тем более: воспитывается спартанское отношение к боли. (Возможно поэтому РЕШИТЕЛЬНЫЕ так боятся походов к врачам.)

В квадрах РАССУЖДАЮЩИХ с удовольствием отмечают реакцию ребёнка (и не только ребёнка) на приятные ощущения: “Посмотрите, как ему нравится это купание! Посмотрите, какой он довольный и весёлый!”.

В квадрах РАССУЖДАЮЩИХ вообще любят говорить о приятных ощущениях, обсуждать приятные ощущения (“Тебе нравится этот суп? Правда вкусно? Очень вкусно!” — особенно характерно для ЭСЭ, Гюго).

В квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ охотнее говорят о неприятных ощущениях — об ощущениях боли, страха, напряжения и о том, что с этим связано.

Характерные для РЕШИТЕЛЬНЫХ “садистские страшилки” и страшные “сказки на ночь”, обычно пресекаются рассуждающими. (одно из “сильных впечатлений” , относящееся к Санкт- Петербургу середины 90-х: коммерческий гастроном поздно вечером; скучающие продавщицы обсуждают тему каннибализма. Одна из них во всеуслышанье рассказывает историю о соседке - старушке, порубившей своего внука на котлеты, другие вспоминают похожие истории. На реакцию покупателей никто внимание не обращает.)

В квадрах РАССУЖДАЮЩИХ не принято говорить о неприятном.

Первая квадра — квадра Зарождения, а не увядания. И верхом неприличия считается испортить настроение в праздничный вечер рассказами об упырях, монстрах и прочей нечисти. (В жестоких квадрах, в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ2 обожают развлекаться и развлекать такими историями.)
2 По психологическому признаку "решительные — рассуждающие" квадры решительных — вторая и третья — представлены "агрессивными" (тяжёлыми, жестокими) сенсориками и "виктимными" (от слова "виктима" — "жертва"), провоцирующими насилие интуитами.

В первой квадре о смерти стараются не говорить. Там доминирует аспект позитивной интуиции потенциальных возможностей, позволяющий думать о времени в первую очередь как о вечности, а о вечности как о бессмертии — неограниченном сроке пребывания человека в мире своих позитивных эмоций, радостных ощущений, интересных, занимательных идей. "Я мыслю, значит я существую", а представить, что когда - нибудь перестану мыслить я не могу.

ЭСЭ, Гюго, например, (РАССУЖДАЮЩИЙ альфа - квадрал) не может себе представить мир, в котором он перестанет жить и получать удовольствие от радостей жизни. Поэтому и разговоров о смерти, которая придёт и прекратит его радостное существование в этом мире, ненавидит пуще всего. На разговоры о предопределённости реагирует как на укус скорпиона. Врывается возмущением и воплями: "Какое хамство! Какая мерзость! Какая низость портить человеку настроение!.. Как это омерзительно! Возмутительно! Как не люблю я этого! Фу!!!.. "

8. КАК ОБОЙТИ ЗАПРЕТНЫЕ ТЕМЫ?

Завязывая знакомства, мы обычно ищем приятные темы для разговоров. Не в традициях и не в правилах хорошего тона расспрашивать о неприятном.

И всё же, если знать соционику, не придётся и обсуждать неприятные темы. Не нужно о них и подробно расспрашивать. Их нужно только наметить, очертить кругом, как минное поле, и постараться на него не заходить. Можно предложить человеку круг тем, о которых он хотел бы поговорить и по предпочтениям определить в нём РЕШИТЕЛЬНОГО или РАССУЖДАЮЩЕГО. Говоря о своих предпочтениях, РЕШИТЕЛЬНЫЕ (и особенно, ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫЕ) упоминают и о темах, которые они обсуждать не любят, — на всякий случай, чтобы их не затрагивали.

Если человек сразу предупреждает: "Я не люблю говорить о своём здоровье, о своих успехах. Я привык решать свои проблемы сам…" — можно сразу предположить, что это — РЕШИТЕЛЬНЫЙ гамма - квадрал (деловая логика доминирует, сенсорика ощущений и интуиция потенциальных возможностей вытеснены) и больше этих тем не касаться.

Бестактный или несведущий в соционике альфа - квадрал (вне всяких предостережений) может заинтересоваться именно закрытой для обсуждения темой здоровья. Начнёт расспрашивать: "А почему Вы не любите говорить о своём самочувствии? У Вас что-то болит? Что Вы принимаете? Когда Вы в последний раз ходили к врачу? Вы знаете, как это опасно — запускать свои болезни?..".

Или начнёт расспрашивать об успехах в учёбе: "Почему Вы не хотите об этом говорить? Вам трудно даются какие - то предметы? Вы не пробовали нанять репетитора?.."

Гамма - квадрал сразу после этих расспросов "взорвётся", а альфа - квадрал — сразу же после него. Конечно, на этом их общение и может закончиться: они разойдутся в разные стороны, не слишком довольные друг другом, но и в ИТО конфликта не втянутся, — спасутся от них малым боем и впредь будут держать друг с другом далёкую дистанцию, — получат небольшую "прививку" ИТО конфликта в малых дозах, наработают некоторый опыт, приобретут иммунитет. В любом случае, к тесту это не относится, — тест предлагается только для того, чтобы выявить эти "минные поля" и впредь избегать их, а не протаптывать их сплошняком от края и до края, рискуя на каждом шагу "подорваться" на первой же попавшейся "мине", причиняя боль и соконтактнику, и самому себе.

Соционика освобождает нас от поиска болевых точек методом "слепого тыка", освобождает от болезненных методик диагностики и терапии, освобождает от риска новых ошибок — предупреждён, значит защищён.

9.КАКИЕ ТЕМЫ НЕ ЛЮБЯТ ОБСУЖДАТЬ РЕШИТЕЛЬНЫЕ И РАССУЖДАЮЩИЕ?

РЕШИТЕЛЬНЫЕ не любят обсуждать темы, касающиеся малозначительных вещей ("пустяков"), всяких неразберих и долгих проволочек. РЕШИТЕЛЬНЫЕ ценят своё время: лучше один раз принять решение, чем миллион раз его обсуждать и откладывать.

РАССУЖДАЮЩИЕ не любят обсуждать темы, требующие принятия важного, быстрого и кардинального решения (развод, размен, раздел, разъезд…) — эти вопросы может сводить к обсуждению годами. (Что, соответственно, затрудняет развод, раздел, размен, разъезд конфликтёров, из которых один — решительный, другой — рассуждающий.)

РАССУЖДАЮЩИЙ не любит обсуждать тему, касающуюся жестоких мер воздействия на человека — тему воспитания и наказания.

РЕШИТЕЛЬНЫЙ может обсуждать эту тему даже с детьми в школе. ("А ну-ка дети, скажите, как мы накажем Васю за опоздание?" — спрашивает "первоклашек" учительница СЛЭ, Жуков. — "Поставим его на колени и на горох!.." — предлагает один из учеников.).

У РЕШИТЕЛЬНЫХ в числе первых тем НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ОБСУЖДЕНИЮ с кем бы то ни было (а тем более — с чужими или посторонними людьми) будет тема здоровья (1), чувственных наслаждений (2), методов получения чувственных наслаждений и удовольствий (3).

РАССУЖДАЮЩИЕ обсуждают эти темы более, чем охотно. РАССУЖДАЮЩИЕ любят поговорить и об удовольствиях и о способах их получения. Получают удовольствие и от самих разговоров. Возникает "резонанс" ощущений и образов, который позволяет им пережить эти радости ещё не один раз, — позволяет продлить приятное "послевкусие".

РЕШИТЕЛЬНЫЕ бояться говорить о своих слабостях и пристрастиях; предпочитают не обсуждать тем, связанных с изнеженностью, наслаждением, способами получения удовольствий, — боятся сплетен и пересудов, боятся показаться слабыми, изнеженными, уязвимыми. "Неженка" — не лучшая характеристика в квадрах решительных.

РЕШИТЕЛЬНЫЕ не любят обсуждать тему, касающуюся их болезней, здоровья и потому, что
  • боятся слабости, дряхлости, боятся быть надолго прикованными к постели и оказаться вытесненными из системы (преимущественно, бета - квадралы);
  • боятся выбиться из тонуса, отвыкнуть от физических нагрузок,
  • боятся оказаться профессионально непригодными (преимущественно, гамма - квадралы),
  • бояться показаться уязвимыми (преимущественно, бета - квадралы),
  • боятся неизвестности, неопределённости, долгих проволочек, связанных с диагностикой, лечением и решением проблем с трудоустройством;
  • боятся врачебных ошибок, боятся небрежности и грубости медперсонала;
  • боятся бестактности врачей (которая уязвляет их, занижает их самооценку).
Стараясь подавить свой страх, РЕШИТЕЛЬНЫЕ любят иногда напустить страху на других: сидя в очереди возле кабинета врача, могут увлечённо рассказывать о физических травмах, истязаниях, о страшных и болезненных процедурах (характерно для бета - сенсориков). Могут говорить о решительности действий, касающихся их здоровья ("Вот мне тут надо съездить прооперироваться…", "Вот мне тут надо сходить вырвать зуб…") — для них эта та же демонстрация силы, решительности, презрения к боли.

Программы и методы воспитания — рациональные и иррациональные, дисциплинирующие и расслабляющие — оказывают огромное влияние на признак РЕШИТЕЛЬНОСТИ и РАССУДИТЕЛЬНОСТИ, вплоть до того, что первое впечатление может оказаться обманчивым: человек очень долго общается по ролевой (нормативной) своей функции, а нормативный аспект (ролевой) как раз ортогонален по признаку решительности и рассудительности, находится на уровне СУПЕРЭГО, является контактным (относится к контактной функции ПФ-3) и во многом зависит от сложившихся поведенческих форм, привитых родителями или навязанных окружением.)

Поведенческие формы, привитые условиями воспитания, дают сильные искажения по этому признаку. Так, например, РАССУЖДАЮЩИЕ родители очень обижаются на неразговорчивость своих РЕШИТЕЛЬНЫХ детей, воспринимая их немногословность как знак недоверия, обиды и отчуждения. Стараясь их разубедить, РЕШИТЕЛЬНЫЕ дети становятся более разговорчивыми в квадрах РАССУЖДАЮЩИХ.

И наоборот: РАССУЖДАЮЩИХ детей в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ приучают к сдержанности и немногословности. РЕШИТЕЛЬНЫХ родителей раздражает словоохотливость их РАССУЖДАЮЩИХ детей, — особенно, когда они выбалтывают все семейные тайны первому встречному. С разговорчивыми РАССУЖДАЮЩИМИ в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ обращаются особенно строго: "Болтун — находка для врага" — поговорка, распространённая в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ.). Да и в квадрах РАССУЖДАЮЩИХ право порассуждать взрослые оставляют за собой и бывают очень придирчивы к качеству рассуждений детей, к качеству выдаваемой ими информации (сор из избы выносить никто не любит). Детям разрешается разговаривать на нейтральные темы, поощряется умение вести непринуждённую беседу, рассказывать о своих успехах в школе, блистать эрудицией, пускать пыль в глазах. Ценится умение заявить о себе, представить себя в выгодном свете, произвести яркое, запоминающееся впечатление — следствие доминирования интуиции потенциальных возможностей в квадрах РАССУЖДАЮЩИХ. (Демонстрацию всех этих свойств мы находим у Хлестакова (ИЭЭ, Гексли) в комедии Н.В. Гоголя (ЭИЭ, Гамлет) "Ревизор", где этот персонаж уже сам по себе представлен, как карикатура на находчивого и не в меру разговорчивого РАССУЖДАЮЩЕГО, который всё, что знает и видит, — всё выболтает, — ничего в себе не утаит.)

К сожалению, признак РЕШИТЕЛЬНОСТИ И РАССУДИТЕЛЬНОСТИ — это не тот признак, по которому удобно определять ТИМы (в силу его влияния на воспитание на человека). Наряду со многими ценными сведениями, он может дать и очень сильные искажения (с точностью до наоборот). Так, например, РЕШИТЕЛЬНЫЕ, воспитанные в квадрах РАССУЖДАЮЩИХ, могут огромное количество времени проводить в разговорах на отвлечённые темы, пространно рассуждая обо всём, что "видит око, да зуб неймёт" — о чувственных наслаждениях, удовольствиях. Такой человек может с утра прийти в гости к мало знакомым людям и провести за разговорами целый день, подбирая для беседы то одну тему, то другую (характерно для ЛИЭ, Джека, воспитанного в семье Дюма..)

Обманчивое впечатление может произвести и РАССУЖДАЮЩИЙ, воспитанный в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ. Например, Дон-Кихот, воспитанный Драйзером, может быть очень немногословным, может говорить простыми, лаконичными фразами, чётко и по существу. Разговорить его бывает трудно.

Ярче всего признак РЕШИТЕЛЬНОСТИ и РАССУДИТЕЛЬНОСТИ проявляется по отношению к здоровью и самочувствию человека. Так, например, можно быть РЕШИТЕЛЬНЫМ (ЛИЭ, Джеком) воспитанным в квадрах РАССУЖДАЮЩИХ, среди РАССУЖДАЮЩИХ родителей и родственников и при этом панически бояться врачей. Вплоть до того, что даже на приём к окулисту родственникам приходится его чуть ли не волоком тащить.

Вопросы самочувствия, ощущений и эстетического как правило не обсуждаются вкуса в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ (исключение делается только для профессиональных кругов).

О внешности человека РЕШИТЕЛЬНЫЕ стараются говорить только с позиций волевой сенсорики: он в хорошей форме (или в плохой). Сказать человеку “Фу, как ты располнела!” — равносильно пощёчине. (Это может быть ими использовано как выпад, вызов, оскорбление, как намеренная грубость и хамство; у РЕШИТЕЛЬНЫХ УПРЯМЫХ это может быть проявлением раздражения или плохо скрываемой антипатии).

Для РАССУЖДАЮЩИХ такая оценка более естественна и проявляется как забота о здоровье, о самочувствии.

Кстати сказать, вопросы полноты далеко не всех РАССУЖДАЮЩИХ беспокоят. УПРЯМЫЕ РАССУЖДАЮЩИЕ ДЕКЛАТИМЫ (Гюго и Гексли) иногда видят в этом отклонение от нормы и используют как повод для критики, как возможность выразить человеку свою антипатию, недовольство, выплеснуть на него своё раздражение.

РАССУЖДАЮЩИЕ ИНТРОВЕРТЫ (преимущественно, Дюма) могут в большей степени беспокоиться бледностью человека или отсутствием аппетита (Гексли и Гюго обычно озабочены собственной бледностью и собственным отсутствием аппетита: “Сегодня что-то ела и никакого вкуса не чувствовала — такая апатия, такое плохое настроение!..”). И в этой связи РАССУЖДАЮЩЕГО ДЕКЛАТИМА -ЭТИКА может в большей степени волновать худоба — своя или чужая: “Вы такая худенькая... Вы случайно не больны? Вы бы к врачу сходили...”(Дюма).

От РЕШИТЕЛЬНЫХ что-либо подобное услышать невозможно. Здесь это равносильно хамству, преступлению — даже, если человек врач, он не имеет права на такого рода высказывания, тем более, если его об этом не спрашивают и не пришли к нему на приём. О здоровье с РЕШИТЕЛЬНЫМ можно говорить только с позиций волевой сенсорики: “Ну как ты теперь, в порядке? Поправился? Ну, смотри, больше не болей!"— то есть с точки зрения физической нормы.

Если РЕШИТЕЛЬНЫЙ (главным образом, Гамлет) начинает говорить о недомоганиях,— это может быть признаком депрессии, ипохондрии либо признаком паники, страха неизвестности — его действительно что - то пугает в его здоровье и ему не терпится обсудить эту тему с окружающими. Но “просто так” говорить о плохом самочувствии, демонстрировать слабость, упадок духа или упадок сил в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ нельзя — это и неприлично, и непредусмотрительно и опасно! — воспринимается, как признак не жизнестойкости и нежизнеспособности, означающий готовность сломиться под ударами судьбы и пойти камнем на дно. А поскольку в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ многие живут по принципу “падающего толкни”, желающих помочь человеку пойти на дно (хотя бы морально) будет более, чем достаточно (если он всё равно “не жилец” и сам об этом “кричит”, ему просто помогают “отойти в сторону” и не мешать).

Тот, кто признаётся в собственном бессилии (и в первую очередь — физическом), во всеуслышанье кричит об этом, или даже просто ноет по поводу и без повода, в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ — не жилец. (Если человек начинает ныть и жаловаться кому - то на недомогание, у РЕШИТЕЛЬНОГО это вызывает сложное чувство брезгливости, страха и недоумения — непонятно, как реагировать на такое нытьё — ну, не пристрелить же его, чтоб не мучился? — проще прикрикнуть и приструнить.

Поэтому с собственными недомоганиями (с восстановлением физической формы) здесь предпочитают справляться в одиночку. А если не получается, зовут друзей (как по “военной тревоге”), но только проверенных и надёжных — на помощь и консультацию (и это уже будет коллективная реализация аспекта сенсорики ощущений на лаборных блоках).

РЕШИТЕЛЬНЫЕ с большим удовольствием могут рассказывать о каких - то жестоких забавах, о том, кто кому “вмазал”, кто кому “съездил”; рассказывать о жестоких зрелищах, о драках (“А он ему справа — хрясть! — а тот под ним — хрусть!..”). Жестокие зрелища ярко озвучиваются в квадрах РЕШИТЕЛЬНЫХ. Вид драки (особенно зрелищной), рассказ о ней может многим доставлять удовольствие. (Как и всё, что связано с проявлением силы).

читать дальше
запись создана: 13.04.2012 в 08:23