75488
Парадоксально, но факт: мы скорее поверим в нечто невероятное, чем признаем очевидное (с)


Квадры АРИСТОКРАТОВ и ДЕМОКРАТОВ (Автор Вера Стратиевская ©2009г.)

Основные специфики квадр:

Квадры АРИСТОКРАТОВ (β и δ) — "управленцы" (логики-сенсорики) и "гуманитарии" (этики-интуиты).
Специфика: учредители и служащие административной и духовной (идеологической) иерархии (бюрократической и теократической). Учредители и "слуги" системы, идеологи, духовные наставники, культовые иерархи, придворные и культовые деятели искусств.

Квадры ДЕМОКРАТОВ (α и γ) — "исследователи" (логики-интуиты) и "социалы"(этики-сенсорики).
Специфика: организация свободного, открытого и доступного для всех интеллектуального и социального пространства. Творческое и интеллектуальное подвижничество, основанное на равенстве прав и возможностей успешной социальной самореализации. (Хочешь, — научными изысканиями занимайся, хочешь — опекой обездоленных и благоустройством окружающей среды, — твоё право!).



ДЛЯ АРИСТОКРАТОВ ("управленцев" и "гуманитариев") характерна:
• "неоднородность отношений по агрессивности4" в обществе и в самих себе. И как следствие - спонтанное проявление агрессивности и деспотизма, стремление переадресовывать агрессию (вымещать своё раздражение) на других, "нижестоящих",
• способность выводить в "нижестоящие" всех, кто не способен дать отпор.
• способность самоорганизовываться в иерархии,
• способность учреждать иерархию и бороться за доминирующее место в ней
• способность устанавливать и соблюдать отношения соподчинения,
• способность существовать (преуспевать и само реализовываться) в субординированной системе отношений,
• уважение к традициям и ритуалам; стремление их соблюдать, способность их придумывать, внедрять, изобретать.
ДЛЯ ДЕМОКРАТОВ ("социалов" и "исследователей") характерно пренебрежительное отношение
• к спонтанному проявлению агрессии,
• к способности самоорганизовываться в иерархии, и подчиняться большинству,
• к способности вытеснять (или бояться быть вытесненным) в нижние слои иерархии (демократами осуждается пренебрежительное отношение к нижестоящим).
• к субординированной системе отношений,
• к традициям, культовым церемониям и ритуалам, требующим строгого соподчинения и неукоснительного соблюдения.
(Иногда вплоть до отказа соблюдать приличия (особенно это характерно для детей и подростков ИЛЭ Дон- Кихота) -"Вот не буду здороваться! Вот не хочу и не буду обращаться к старшим на "вы"! Вот не буду считаться с их правом, мнением и авторитетом! У меня такое же право!"

Таким образом, между аристократами и демократами с самого начала устанавливаются отношения взаимной ревизии и жёсткой коррекции систем приоритетов и приоритетных форм социального поведения. (Что является основополагающим в неравновесных ИТО ревизии и соцзаказа, где в каждой диаде (в каждом звене каждого из колец социального прогресса) аристократ взаимодействует с демократом.)

7-1.ОТНОШЕНИЕ К СОБЛЮДЕНИЮ ТРАДИЦИЙ В КВАДРАХ АРИСТОКРАТОВ И ДЕМОКРАТОВ

Жизнь в квадрах АРИСТОКРАТОВ подчинена ритуалам.

Отношения часто представляют собой нагромождение ритуалов. Чем сложнее система (чем древнее иерархия), чем сложнее отношения в ней, тем больше нагромождение ритуалов. Вплоть до того, что форма вытесняет их суть. (Суть забывается, или трактуется по - разному, а форма остаётся.)

Для аристократов (в большей степени, чем для демократов) характерен логический и этический консерватизм. При этом логика действий и этика отношений тоже подменяются ритуалами и ритуальными действиями:
• ритуальными знаками внимания (взаимного доверия, признания, уважения, понимания).
• ритуальными "обидами" (строго прописанными для каждого отдельного случая);
• ритуальными внушениями, поощрениями, наказаниями, местью (обязательно прилюдно, в присутствии посторонних);
• ритуальными просьбами (с подарками и подношениями);
• ритуальными ссорами (с пощёчиной, вызовом, оскорблением словом и действием);
• ритуальными примирениями (с объятиями, рукопожатиями) и т.д.
Не говоря уже о брачных программах:
• программах ухаживания, "сопровождения" (незабываемый, романтический период сочинения и чтения стихов; непременный конфетно - букетный период),
• программах доминанты влюблённости и инверсии доминирования (когда представитель сильного пола становится покорным, уступчивым, слабым);
• о брачных ритуалах (сватовстве, сговорах, смотринах, помолвках) и обрядах, скрепляющих и благословляющих таинство брака
• о брачных турнирах, состязаниях, о брачном соперничестве.
Ритуальные брачные программы как составляющие признака аристократизма (так же как и программы самоорганизации в иерархии) основаны на инстинктивных, биологических программах, сформированных в процессе эволюции, биологически обусловленных и эко - целесообразных. Противоположные им по смыслу, альтернативные программы - экологически нецелесообразны. Так, например, экологически нецелесообразна и неуместна подмена программы брачного соперничества программой уступчивости ("уйду с дороги - таков закон: третий должен уйти"). В природе нет такого закона, чтобы уступать свою невесту другому (даже во имя дружбы). Влюблённые эгоистичны, но этот эгоизм оправдан и обоснован: они имеют право и на свободный выбор партнёра, и на воспроизведение сильного, здорового, выносливого и жизнестойкого потомства. Но это право нужно заслужить в честной, конкурентной борьбе, - таково требование природы: состязания необходимы, и в них должен победить сильнейший. У некоторых видов животных эта программа дополняется ещё более сложными и аристократичными ритуалами. Например, таким, как демонстративное безразличие самок к брачным состязаниям самцов. Во время турнира самки отворачиваются и увлечённо общаются друг с другом, делая вид, что всё, происходящее на ристалище, их не интересует, - "они выше этого".(Дольник В.Р. “ Вышли мы все из природы” Москва, Linka Press 1996).

В признаке аристократизма брачные программы обязательны и ритуально упорядочены, в признаке демократизма - более свободны и хаотичны, основаны на свободе выбора, зависят от личного отношения человека к этим программам. (Так, например, рассуждающий - интуит - демократ может отказаться от явного волевого соперничества, что, тем не менее, не помешает ему перекрыть сопернику все возможности интуитивными методами - методами наветов, интриг, угроз, запретов.)

В иерархически организованном обществе все вехи жизни человека с момента его рождения сопровождаются и скрепляются ритуалами: и регистрация факта его рождения, и приобщение к религии, и ритуалы взросления, возмужания и приобщения к социальной жизни общества (ритуалы инициации). В древние времена чередование праздников и ритуалов заменяло сообществу календарь ("…через три луны после такого - то праздника наступает этакий, через ещё одно полнолуние - следующий…"). Вне этих праздников и календарей жизнь в иерархическом обществе была бы невероятно скучна. Праздники - это святое! Самые яркие, радостные и запоминающиеся события, происходили в праздники. В праздники прекращались войны даже в самых воинственных сообществах. Все обязаны были ритуально, торжественно примириться. Из - за всех этих сложных ритуальных, этических и логических нагромождений в иерархических квадрах рациональные аспекты также приобретают знак "плюс" (усиливающий их значимость и авторитет в обществе), что следует понимать и как: "рационализм, здравый смысл, эко - целесообразность, плюс ритуалы и традиции", которые в этих иерархиях зарождаются и передаются посредством ритуалов из поколения в поколение.

В квадрах демократов рациональные аспекты имеют знак "минус". И это сочетание тоже можно представить как "чистый рационализм свободный от ритуальных нагромождений и излишеств".

Жизнь демократа сводится к минимизации формальностей и ритуалов (рациональность минус). Чем меньше церемоний, тем лучше. Ритуальные отношения субординации воспринимаются с трудом. (Иногда как комическое действие, из - за чего демократам иногда бывает трудно удержаться от приступов смеха на построениях, на всякого рода парадных церемониях. Некоторые из - за этого панически боятся торжественных церемоний с их личным участием - награждений или брачных ритуалов (как героиня фильма "Сбежавшая невеста"), - всё кажется: вот сейчас выйду и упаду в обморок от избытка волнения или нелепости ритуала. Из - за этого часто возникает недопонимание между аристократами и демократами: одни (демократы) удивляются, как можно находить удовольствие в этих ритуалах, другие (аристократы) не понимают, как можно их осмеивать.

Отношения соподчинения демократами вообще не признаются (в глубине души воспринимаются как вопиющая несправедливость: "Кто-то тут мною командует, по какому-то праву - непонятно, по какому!"). Аристократы не понимают, почему демократы не хотят подчиняться (почему прыскают от смеха или возмущаются, когда им начинают приказывать).

Демократы ощущают себя свободными, сильными и независимыми от ритуальных условностей и ограничений (сенсорные и интуитивные аспекты со знаком плюс). В строю часто развлекаются тем, что представляют себе, как будет выглядеть этот "умывальников начальник" в ближайшем будущем, когда его сместят с занимаемой должности. (И что останется от его недавней власти? - штаны с лампасами и мундир с нашивками…).

Чинопочитание демократам претит, к знакам иерархического отличия они относятся с пренебрежением: как можно поклоняться костюму, салютовать каким - то там нашивкам в петлицах? - это же глупо!

Демократы плохо чувствуют себя в роли рядовых исполнителей каких - то дежурных, ритуальных мероприятий. (В роли руководителей -церемониймейстеров чувствуют себя ещё хуже.) Подчинять или подчиняться, стоять или маршировать в строю (и даже петь в хоре или танцевать в кордебалете) - для них пытка. (На репетициях - ещё куда ни шло, но на выступлениях они могут почувствовать себя очень плохо. Один ИЛЭ, Дон - Кихот разбушевался и развалил декорацию, когда его попытались заставить петь в хоре. Всё кричал: "Я вам не шахматная фигура, чтобы стоять, как истукан, и петь в строю!") Хотя, конечно, если очень хочется принимать участие в этих мероприятиях, неприятные ощущения приходится подавлять.

Ритуальные действия и отношения воспринимаются демократами как никому не нужная проформа, - как лицемерие, двуличие, смешной и глупый фарс. В крайне выраженных формах ритуалы чинопочитания (преклонение перед вышестоящим и порицание нижестоящих) воспринимаются ими с презрением и отвращением.

В субординированной системе отношений демократ чувствует себя дискомфортно. Высокомерие аристократов, их контроль и требование к соблюдению субординации и этикета очень быстро начинает его раздражать (Подсознательно хочется расстроить всю эту слишком строго организованную систему отношений: устроить какую - нибудь злую шутку, нелепую или неуместную выходку, сморозить какую - нибудь шокирующую глупость и т.д.). По мере ужесточение требований аристократом раздражение демократа перерастает в антипатию, обиду, вражду, - вплоть до отказа от дальнейшего взаимодействия с последующим разрывом отношений. (Одно дело - изучить правила этикета и пользоваться ими по своему усмотрению, другое - постоянно подчиняться им и чувствовать себя подконтрольным, поминутно сталкиваясь с многочисленными желающими напомнить об этих правилах и проконтролировать их неукоснительное исполнение.)

Демократы страдают от контроля и подавляющего высокомерия аристократов, аристократы страдают от ответного возмущения демократов.

И в этой связи отношения демократов и аристократов можно представить как отношения взаимной ревизии (на базе этих различий в кольцах социального прогресса аристократы ревизуют демократов, демократы - аристократов), и как отношения взаимной коррекции социальных отношений и поведенческих программ: аристократы вводят ритуальные формы поведения, демократы упраздняют или отменяют их. И те, и другие недовольны друг другом: и тем, и другим кажется, что в процессе нагромождений или упразднения ритуалов (не говоря уже о подмене одних другими) теряется что - то очень важное, значительное.

Демократам кажется, что в процессе нагромождения ритуалов теряется суть действия, аристократы считают, что суть действия теряется вместе с упразднением ритуала (вместе с водой выплёскивают и младенца).

АСПЕКТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В МОДЕЛЯХ ТИМов АРИСТОКРАТОВ И ДЕМОКРАТОВ

Ментальное кольцо моделей ТИМов АРИСТОКРАТОВ набрано из аспектов, доминирующих в АРИСТОКРАТИЧЕСКИХ (бета и дельта) квадрах: рациональные аспекты со знаком «+», иррациональные со знаком «– ».
Витальное кольцо моделей ТИМов АРИСТОКРАТОВ набрано из аспектов, доминирующих в ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ (альфа и гамма) квадрах:
рациональные аспекты со знаком «–», иррациональные со знаком «+ ».

В связи с этим АРИСТОКРАТА отличает:
1. ОСОЗНАННАЯ УБЕЖДЁННОСТЬ во всех (вышеперечисленных) ПРЕИМУЩЕСТВАХ ИЕРАРХИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ (их НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОСОЗНАНИЕ).
2. ОПОСРЕДОВАННОЕ (по факту испытываемых на витальном уровне ощущений) ОСОЗНАНИЕ, ПРЕИМУЩЕСТВ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ.

Ментальное кольцо моделей ТИМов ДЕМОКРАТОВ набрано из аспектов, доминирующих в

ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ (альфа и гамма) квадрах:
рациональные аспекты со знаком «–», иррациональные со знаком «+ ».
Витальное кольцо моделей ТИМов ДЕМОКРАТОВ набрано из аспектов, доминирующих в АРИСТОКРАТИЧЕСКИХ (бета и дельта) квадрах: рациональные аспекты со знаком «+», иррациональные со знаком «– ».

В связи с этим ДЕМОКРАТА отличает:
1. ОСОЗНАННАЯ УБЕЖДЁННОСТЬ во всех (вышеперечисленных) ПРЕИМУЩЕСТВАХ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ (их НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОСОЗНАНИЕ).
2. ОПОСРЕДОВАННОЕ (по факту испытываемых на витальном уровне ощущений) ОСОЗНАНИЕ, ПРЕИМУЩЕСТВ ИЕРАРХИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ.
В дискуссионных клубах, где в рамках "октавы" демократы взаимодействуют с демократами, а аристократы - с аристократами, все эти нестыковки структурных (горизонтальных и вертикальных) связей сглаживаются. Даже если кто - то привносит с собой чуждые ("сословные") коммуникативные модели, от них довольно быстро избавляются вследствие их невостребованности в клубах и клубных отношениях. Что само по себе, хотя бы уже на время, создаёт ощущение лёгкости - не нужно притворяться, не нужно брать на себя лишнего, - одной психологической нагрузкой меньше.

читать дальше
запись создана: 15.03.2012 в 23:32